?

Log in

No account? Create an account
Снова про WIPO Broadcasting Treaty - lqp
June 30th, 2004
08:28 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Снова про WIPO Broadcasting Treaty

(9 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:lqp
Date:June 20th, 2009 01:40 pm (UTC)
(Link)

Так продолжалось до середины XX века. Империализм,
госкапитализм, финансовый капитал прочно завоевали все
сколь-нибудь существенные отрасли хозяйства. Переживший в XIX веке
свой расцвет рыночный капитализм (со всеми приличествующими случаю
оговорками относительно своего отнюдь не идиллического характера),
существующий в условиях свободного рынка (аналогично) вновь
сменился тесным переплетением государства, банков, трестов, их
взаимными льготами, привилегиями, кредитами и
договорами. Монополистическая сверхприбыль из редкой и преходящей
удачи предпринимателя превратилась в обычную, постоянную и чуть ли
не обязательную часть дохода корпорации. Копирайт же - один из
немаловажных рычагов для получения этой сверхприбыли.




И тут взбунтовались издатели пластинок. По их мнению, было
несправедливо, что книжные издатели имеют деньги и власть, а они -
нет. Причем нельзя сказать, что по логике империализма они были
так уж неправы. Равенство прав граждан империализм давно заменил
равенством привилегий денежных мешков их покупательной способности
- но уж это равенство следовало соблюдать. Специально для них, в
60-х - начале 70-х был изобретен новый вид исключительных прав -
так называемые смежные права. Они во всем походили на копирайт, но
принадлежали другим людям. Они не требовали реального творчества,
а обосновывались непосредственно "от кошелька" - желанием получить
прибыль. Первое из них - право исполнителя. Тут и впрямь имелось
какое-никакое обоснование - исполнение многих произведений и
впрямь трудно отделить от собственно творческой
деятельности. Второе - право изготовителя фонограммы. (Таким
образом, теперь на покупаемом в магазине диске или в скачиваемом с
интернета mp3-файле наложены, одно поверх другого, четыре
исключительных права, четыре разрешения нужно получить для
распространения песни: автора стихов, автора музыки, исполнителя и
распространителя фонограммы. За те же деньги.) Третьим
изобретенным смежным правом, на которое тогда внимания не
обратили, было право вещателя, радио- или телевизионной компании
передающей сигнал. Тогда это право было относительно скромным -
без согласия вещателя нельзя было ретранслировать сигнал,
показывать передачу за деньги, продавать ее записи - и только.





За тридцать последующих лет смежные права практически
полностью уничтожили музыку как искусство (некоторые еще
шевелящиеся его огрызки можно обнаружить только далеко за
пределами мэйнстрима, в областях принципиально и демонстративно
некоммерческих) и низвели музыкантов до уровня крепостных
звукоиздательских корпораций - "лэйблов". Зато доходы
звукоиздателей выросли настолько, что они превратились в "столпов
экономики" и доля их доходов в ВВП некоторых стран составляет
десятки процентов. Доходы эти не в производстве, а лишь в
перекладывании денег из кармана в карман - но деньги есть
деньги.



И вот, в самом конце XX века звукоиздатели (которые теперь
обьединились с теле- и радио- студиями в единую индустрию
развлечений) развернули кампанию по радикальному расширению смежных
прав. В 1996 году был принят обсуждавшийся все 1990-е годы Договор
ВОИС по Исполнениям и Фонограммам (WPPT, о котором разговор
отдельный), а с 1998 года идет обсуждения предполагающегося
Договора ВОИС по вещанию (WBT). Последнее такое обсуждение
и произошло в женеве 7-9 июня сего года.




--- Powered by LiveJournal.com